Бульдозер гусеничный, технические характеристики бульдозеров
Гусеничный бульдозер используется для послойного перемещения грунтов, ведения планировочных и выполнения иных работ. Данная самоходная землеройная машина строится на базе трактора или тягача и оснащается навесным оборудованием в виде широкого отвала, установленного за пределами ходовой части. По нижней кромке рабочего органа, который в поперечном сечении имеет криволинейный профиль, имеется износостойкий нож. Отвал устанавливается на продольных тягах, которые закрепляются шарнирно к остову трактора. Подъем и опускание рабочего органа бульдозера осуществляются при помощи гидроцилиндров, расположенных в передней части спецтехники. Исполнительные механизмы подключаются к гидросистеме самоходной машины, управление осуществляется оператором из кабины.
Области применения
Гусеничный бульдозер предназначается в основном для выполнения земляных работ. Данные самоходные машины применяются для копания грунта путем его послойного срезания и сталкивания в пределах ограниченной площадки. Они могут использоваться для перемещения сыпучих материалов – песка, щебня, полезных ископаемых – на сравнительно небольшие расстояния в пределах 10–200 м. Перечень выполняемых бульдозерами работ и определяет основные сферы их применения.
- Строительство, капитальный и текущий ремонт автомобильных и железных дорог, а также объектов инфраструктуры.
- Разработка россыпей минерального сырья или отвалов на ровных участках и в карьерах.
- Рекультивация земель при осушении болот и прокладывании каналов, а также создании гидротехнических сооружений.
- Распланировка строительных площадок в процессе подготовки к возведению зданий.
- Засыпка и разравнивание канав, траншей и пазух фундаментов.
- Сооружение дамб, валов и насыпей с использованием грунтов основания или резерва.
- Удаление кустарника, подготовка к валке деревьев, удаление с территории камней, мусора и снега.
Мощные гусеничные бульдозеры широко применяются в качестве вспомогательных машин для заполнения бункеров скреперов или фронтальных погрузчиков. На небольших дистанциях они могут использоваться как тягачи для автомобилей, прицепных агрегатов и машин. Большой выбор дополнительного оборудования в виде откосников, открылков и рыхлительных зубьев позволяет существенно расширить возможности спецтехники.
Особенности конструкции
Бульдозеры на базе гусеничных тракторов или тягачей относятся к категории универсальных самоходных машин. На них преимущественно устанавливаются дизельные двигатели внутреннего сгорания и гидравлическая система с исполнительными гидроцилиндрами. По тяговому классу машины соответствуют классам тракторов, на базе которых они созданы.
Читайте также: Пусковой двигатель т 170 технические характеристики
Отвалы, предназначенные для различной в зависимости от модели и назначения техники, имеют следующую классификацию:
- неповоротные. Смонтированы на жесткой раме и размещены поперек по направлению движения;
- универсальные. Рабочий орган состоит из двух частей с возможностью изменения угла его установки относительно продольной оси;
- поворотные. Навесная рама позволяет устанавливать отвал в нужном положении с разворотом в одну или другую сторону.
Механизмы управления отвалом позволяют изменять его положение путем наклона в поперечной плоскости вперед-назад по ходу движения. В комплект поставки машины может входить также дополнительное оборудование для повышения эффективности отдельных видов работ.
Гусеничные бульдозеры
Гусеничные бульдозеры или промышленные тракторы традиционно выпускают Челябинский тракторный и Чебоксарский тракторный завод, входящий в концерн «Тракторные заводы». Волгоградский тракторный, также входящий в этот концерн, продолжает производство бульдозеров на базе сельскохозяйственного трактора ДТ-75. В 2004 г. бульдозерной тематикой занялся завод ЧСДМ, входящий в Группу ГАЗ, а в 2005 г. – орловский «Дормаш».
Немногие ведущие западные компании выпускают бульдозеры. Это Komatsu, Caterpillar, Dressta, Liebherr, New Holland и Case. В последние годы на рынок хлынули китайские производители, те акцентируются прежде всего на наиболее ходовых позициях – фронтальных погрузчиках и экскаваторах. Бульдозеры тоже фигурируют в их предложениях.
«ЧТЗ-Уралтрак» производит бульдозеры тягового класса 10 – модель Б10 в нескольких модификациях и Б11, тягового класса 15 – новая модель Б13, представленная на «СТТ’2008», тягового класса 25 – тяжелые бульдозеры ДЭТ-250 и ДЭТ-320 и тягового класса 75 – модель Т-75.01 (Т-800). Бульдозер Б10 оснащают двигателем собственного производства Д-180 мощностью 132 кВт и механической трансмиссией. Его модификации Б10М, Б10М2, Б10МБ комплектуют двигателями Д-180 или ЯМЗ-236 и гидромеханической трансмиссией. Для болотоходного варианта Б10МБ доступен механический вариант трансмиссии. Бульдозер Б11 отличается современным дизайном, шестигранной каркасной кабиной с улучшенными изоляционными свойствами. Он оснащен двигателем ЯМЗ-236Н-3 мощностью 139,7 кВт, гидромеханической трансмиссией (ГМТ) с трехколесным одноступенчатым гидротрансформатором и трехступенчатой планетарной коробкой передач (КП).
Новый Б13 выполнен в том же дизайне, что и Б11. В его конструкции использованы технические решения, проверенные на тракторах предыдущих поколений, и оригинальные разработки. Так, тяговое усилие увеличено за счет существенных изменений в ходовой части. Установлен двигатель ЯМЗ-236Н-4 мощностью 158,1 кВт и ГМТ. Гидротрансформатор с повышенным до 2,95 коэффициентом трансформации скомпонован в одном корпусе с редуктором привода гидронасосов и механизмом отбора мощности.
Мощные бульдозеры ДЭТ-250М2 и ДЭТ-320 массой 37 500…41 340 кг и 39 535…45 870 кг комплектуют электромеханической трансмиссией, она автоматически бесступенчато регулирует тяговое усилие и скорость. Количество органов управления сведено к минимуму. ДЭТ-250М2 комплектуют двигателем В-31М2 мощностью 237 кВт собственного производства, ДЭТ-320 – ярославским дизелем ЯМЗ-7511 в 258 кВт. По сути ДЭТ-320 – это глубоко модернизированный ДЭТ-250.
Топ-модель линейки ЧТЗ – бульдозер Т-75.01 массой 106 000 кг для разработки особо тяжелых мерзлых и скальных грунтов в горнорудной промышленности и выполнения больших объемов земляных работ. Этот самый крупный из выпускаемых на континенте бульдозеров приводит в движение через гидромеханическую трансмисисю 6-цилиндровый двигатель 6ДМ-21Т объемом 43,64 л и мощностью 603 кВт производства екатеринбургского Турбомоторного завода.
В производственной программе главного конкурента ЧТЗ – ОАО «Промтрактор» семь базовых моделей массой от 16 500 до 67 850 кг – Т9, Т11, Т15, Т20, Т25, Т35, Т40 поставляемых под маркой «ЧЕТРА». Стилистическое решение всех бульдозеров единое. Их комплектуют ярославским дизелем либо дизелем Cummins, за исключением Т40 (Chetra Heavy 4, на него ставят 6-цилиндровый рядный Cummins в 434 кВт). Узлы ГМП модульной конструкции, это обеспечивает качественную сборку и облегчает ремонт узлов эксплуатации. Подвеска гусеничных тележек трехточечная с вынесенной осью качания. Базовые модели оснащают полусферическим отвалом и одно-, двух- или трехзубым рыхлительным агрегатом. Модификации различаются рабочим оборудованием, узлами трансмиссии, исполнением ходовой части. Одна из модификаций – 19-тонный бульдозер Т11С оснащен гидростатической трансмиссией, разработанной и изготовленной фирмой Sauer-Danfoss. Впервые эту модель представили публике на выставке «СТТ’2004».
Волгоградский тракторный завод продолжает выпуск бульдозера ДЗ-42 тягового класса 3 с неповоротным отвалом на базе трактора ДТ-75 и его модификаций. В зависимости от комплектации ДТ-75 маркируют: ДТ-75Н с двигателем СМД-18Н, ДТ-75Д с двигателем А-41 (Д-440-22), ДТ-75РМ с двигателем РМ-120. Основное отличие ДТ-75ДХС – в специальных ведущих колесах и болотоходных гусеницах шириной 670 мм. Колея трактора увеличена до 1570 мм.
Читайте также: Обзор бензопилы Партнер 351. Особенности обслуживания и эксплуатиции
На «СТТ’2004» ЧСДМ представил свой первый бульдозер ТС-10 «Добрыня» тягового класса 10, массой 16 800 кг, оснащенный двигателем ЯМЗ-236М2 мощностью 132 кВт, гидостатической трансмиссией Bosch Rexroth, полусферическим отвалом и однозубым рыхлительным агрегатом.
В 2005 г. орловский «Дормаш» представил свою разработку – бульдозер Б100 «Победа» массой 16 500 кг также 10-го тягового класса с двигателем Cummins мощностью 121 кВт. Главная особенность бульдозера – гидростатическая трансмиссия Bosch Rexroth. Использованы также немецкие бортовые редукторы и система электрогидравлического управления. Бульдозер оснащен спереди полусферическим неповоротным отвалом вместимостью не менее 4,5 куб.м с гидроперекосом в каждую сторону до 10°. Сзади установлен трехзубый рыхлитель с заглублением до 500 мм. Предусмотрен и однозубый параллелограммный рыхлитель.
На «СТТ’2008» завод представил вторую модель – Б120 массой 19 900 кг, оснащенный двигателем Cummins мощностью 133 кВт, гидростатической двухконтурной двухдиапазонной трансмиссией Bosch Rexroth, полусферическим отвалом вместимостью 4,8 куб.м и одно- либо трехзубым рыхлителем.
Более половины импортных бульдозеров носит марку Komatsu. Российский рынок всегда был особым для именитой японской компании, своего рода полигоном, где отрабатывались спецификации машин для экстремальных условий, и линейка бульдозеров для России отличается от номенклатуры для других рынков. Ее открывают компактные модели D37EX-21 массой 7410 кг и мощностью 63 кВт и D39EX-21 массой 8520 кг и мощностью 71 кВт. Эти модели оснащены поворотным отвалом с регулируемым перекосом.
В мае 2008 г. модель D61E-12 заменили новой моделью D63E-12, разработанной специально для России. Новинка массой 18 720 кг и мощностью 114 кВт оснащена полусферическим отвалом и однозубым рыхлительным агрегатом и подготовлена к установке систем подогрева и узлов в северном исполнении. D63E-12 конструктивно схож со следующей в линейке моделью D65E-12 массой 19 780 кг и мощностью 135 кВт. Корытообразная рама с плоским днищем защищает силовой модуль, состоящий из двигателя, гидротрансформатора, планетарной КП, главной передачи и насоса рабочей гидросистемы. Ходовая часть жесткая, с вынесенной вперед осью качания, разгружающей бортовой редуктор. В следующих в линейке бульдозерах D85EX-15/PX-15 массой 28 000 и 27 550 кг и мощностью 179 кВт использована новая электронная система управления трансмиссией, облегчающая работу оператора. Ходовая часть 40-тонного D155A-5 мощностью 225 кВт на упругой подвеске с крестообразными каретками опорных катков обеспечивает надежное сцепление с грунтом на неровной поверхности и более мощное тяговое усилие по сравнению с жесткой подвеской. Рабочее оборудование – полусферический отвал с изменяемым углом перекоса вместимостью 8,8 м3 и одно- или трехзубый рыхлительный агрегат.
На «старших» моделях – 50-тонном D275A-5 и 70-тонном D375A-5 применены К-образные каретки опорных катков, качающиеся уже на двух осях. За счет этого вертикальное смещение опорных катков существенно увеличено, что обеспечивает постоянный контакт гусеницы с грунтом. Мощность D275A-5 – 306 кВт, D375A-5 – 391 кВт.
«Старшую» модель D475A-5 мощностью 664 кВт и массой 108 390 кг оснащают полусферическим отвалом вместимостью 27,2 м2 или сферическим вместимостью 34,4 м3. В ходовой части также применены К-образные каретки.
Caterpillar разделяет модельный ряд бульдозеров на три группы – малые, средние и тяжелые. Малые бульдозеры принадлежат к последнему поколению – серии К. Это модели D3К (масса 7795 кг, мощность 55,2 кВт), D4K (8147 кг, 62,6 кВт) и D5K (9408 кг, 71,6 кВт) с овальными гусеницами. Их комплектуют двигателями Caterpillar с технологией ACERT, гидростатической трансмиссией, полусферическим поворотным отвалом с изменяемым углом перекоса и ходовой частью SystemOne, последней разработкой Caterpillar в этой области. Ходовая SystemOne спроектирована так, что ее компоненты – цепь, катки, звездочка, ленивцы взаимозаменяемы с узлами предыдущих моделей. Малые бульдозеры подготовлены к монтажу системы нивелирования AccuGrade.
В линейку средних бульдозеров входят четыре модели – D6K (12 886 кг, 93 кВт), D6N (16 555 кг, 112 кВт), D6G Series 2 (16 880 кг, 119 кВт) и D7G Series 2 (20 580 кг, 150 кг). Бульдозер D6K появился первым в серии К, и малые бульдозеры построены на тех же конструктивных решениях, что и он.
Модель D6N, несмотря на тот же порядковый номер, совершенно другая машина. Это бульдозер с фирменной треугольной гусеницей, соответственно с рамой другой конструкции, с гидромеханической трансмиссией. Общее у него с D6K – двигатель С6.6 ACERT и ходовая часть той же системы SystemOne.
Читайте также: Бульдозер ДЗ-42: технические характеристики
Бульдозер D6G Series 2 – предшественник серии К. Он оснащен двигателем Caterpillar 3306T, ГМТ, ходовой частью Sealed and Lubricated Track, разработанной еще в 1974 г., с овальной гусеницей. Аналогично сконструирован и D7G Series 2.
Тяжелые бульдозеры D8T (38 488 кг, 259 кВт), D9T (47 900 кг, 346 кВт), D10T (66 451 кг, 482 кВт) и D11T (104 590 кг, 634 кВт) оснащены дизелями Caterpillar С15, С18, С27 и С32 с технологией ACERT. Для тяжелых машин производитель применяет треугольную гусеницу с межтраковыми шарнирами Positive Pin Retention Track, соединяющими звенья цепи и рассчитанными на большие нагрузки, гидромеханическую трансмиссию с электронным контролем. Бульдозеры комплектуют отвалами на выбор покупателя – полусферическими, сферическими, прямыми с механизмами перекоса или без, а также одно- или трехзубым рыхлителем.
Польская Dressta выпускает восемь моделей бульдозеров, и все комплектуют двигателями Cummins и гидромеханической трансмиссией. Малые бульдозеры TD-7M (7348 кг, 55 кВт), TD-8M (7874 кг, 63 кВт), TD-9M (8714 кг, 69 кВт), TD-10M (8797 кг, 76 кВт) поставляют со стандартной или с удлиненной, либо с удлиненной уширенной гусеничной тележкой на выбор. Гидромеханическая трансмиссия включает 3-ступенчатую КП с электрогидравлическим управлением и одноступенчатыми бортовыми редукторами. Малые бульдозеры оснащают универсальной U-образной толкающей рамой с механизмами поворота, перекоса и изменения угла резания, боковые брусья которой проходят между гусеницами и корпусом машины и полусферическим отвалом.
На средние и тяжелые бульдозеры могут устанавливать отвалы двух-трех типов, в основном полусферический, сферический и прямой. Отвал крепится к толкающим брусьям, расположенных снаружи рам гусеничных тележек.
Средние и тяжелые модели TD-15M Extra (21 110 кг, 142 кВт), TD-20M Extra (23 650 кг, 179 кВт), TD-25M Extra (36 230 кг, 246 кВт), TD-40M Extra (61 920 кг, 384 кВт) оснащают двухскоростными бортовыми редукторами, что в сочетании с 3-ступенчатой КП дает 6 передач вперед и 6 назад.
Компания Liebherr первой и наиболее успешно освоила гидростатическую трансмиссии и применяет ее для всего модельного ряда, а не только для малых и средних машин. В линейке шесть базовых моделей массой от 12 600 до 44 220 кг и мощностью от 86 до 310 кВт. «Младшие» модели PR714 Litronic (12 600 кг, 86 кВт), PR724 Litronic (16 792 кг, 120 кВт) оснащены универсальной U-образной толкающей рамой, с брусьями между корпусом машины и гусеницами и 6-позиционным отвалом. Для остальных моделей – PR734 Litronic (20 388 кг, 150 кВт), PR744 Litronic (24 605 кг, 185 кВт), PR754 Litronic (35 000 кг, 250 кВт) и PR764 Litronic (44 200 кг, 310 кВт) характерно расположение толкающих брусьев снаружи гусеничных тележек.
Электронно-гидравлическая система Litronic синхронизирует работу гидростатической трансмиссии и двигателя. Гидрообъемная трансмиссия с двумя закрытыми контурами, по одному на каждый борт. Контур включает регулируемые гидронасос и гидромотор, агрегатированный с бортовым редуктором. Гидромоторы – гордость конструкторов Liebherr. Они сумели создать компактные и мощные устройства благодаря опыту компании в проектировании авиационных гидроприводов. При всех ее достоинствах у гидростатической трансмиссии есть и минусы – она очень чувствительна к качеству и чистоте рабочей жидкости. Компания также использует двигатели собственной разработки и производства за исключением «младшей» модели PR714: ее оснащают двигателем John Deere. Liebherr – партнер американской компании и выпускает для нее бульдозеры и гусеничные погрузчики.
Предложение Liebherr отличается разнообразием за счет множества вариантов комплектации с различным рабочим оборудованием – тяговыми рамами, отвалами и рыхлителями, гусеничными тележками, башмаками. Модельный ряд бульдозеров New Holland скромен – всего четыре модели в наиболее «ходовом» диапазоне массы 15…40 т. Бульдозеры выпускает завод тяжелой техники в г. Лечче на юге Италии. Это самый крупный завод FIAT Group.
«Младшая» модель D150В (15 290 кг, 116 кВт) оснащена универсальной U-образной толкающей рамой с механизмами поворота, перекоса и изменения угла резания. Толкающие брусья рамы размещены между корпусом и гусеницами бульдозера. Двигатель CNH с аккумуляторной системой впрыска (Common Rail) приводит два насоса гидростатического привода. Гидромоторы хода агрегатированы с бортовыми трехступенчатыми планетарными редукторами. В базовой комплектации бульдозер поставляют с удлиненной гусеничной тележкой LT с 7 опорными катками. В список опций входят еще более длинная тележка XLT с 8 опорными катками и тележка LGP с увеличенной опорной поверхностью и соответственно увеличенной колеей.
Бульдозер D180 (20 200 кг, 145 кВт) укомплектован рабочим оборудованием с толкающими брусьями снаружи рам гусеничных тележек. Трансмиссия гидромеханическая с 3-ступенчатой КП и 2-ступенчатыми бортовыми редукторами. Особенность этой модели – опционный гидромеханический механизм поворота с гидромоторами. В базовую комплектацию входят традиционные механизмы с фрикционами и тормозами.
«Старшие» модели D255 (30 400 кг, 177 кВт) и D350 (39 100 кг, 257 кВт) оснащены двигателями Cummins, гидромеханической трансмиссией с 3-ступенчатой планетарной КП и 2-ступенчатыми бортовыми редукторами, фрикционными механизмами поворота.
Case, вторая компания, входящая в корпорацию CNH (Case-New Holland) выпускает собственную линейку бульдозеров серий К и L в диапазоне 12…22 т. Рабочее оборудование всех моделей включает универсальную U-образную раму с брусьями между корпусом и гусеницами. Силовые установки – 6-цилиндровые дизели Case. Варианты гусеничных тележек – стандартная удлиненная LT, с увеличенной колеей WT, удлиненная еще на один опорный каток XLT и с увеличенной опорной поверхностью LGP. В зависимости от типа гусеничной тележки варьирует масса машины.
«Младшую» модель 1150K (12 636 кг, 88 кВт) поставляют с гидростатической трансмиссией. Модели 1650K (15 355 кг, 104 кВт) и 1850K (20 080 кг, 137 кВт) комплектуют гидромеханической трансмиссией с 3-ступенчатой КП, 2-ступенчатыми бортовыми редукторами и гидромеханическим механизмом поворота. Модель 1650L (15 965 кг, 144 кВт) отличается гидростатической трансмиссией.
Российский рынок бульдозеров или промышленных тракторов отличается от рынков экскаваторов и погрузчиков значительной долей российских предприятий. Более того, российские бульдозеры – одна из немногих позиций машиностроения, успешно поставляемых в дальнее зарубежье. Особенно востребован диапазон 15…25 т, в котором представлены четыре завода, т. е. все отечественные заводы, выпускающие промышленные тракторы, и все западные поставщики. Класс малых бульдозеров менее 10 т оставлен без внимания. Здесь властвуют импортеры, а жаль. Бульдозер на базе ДТ-75 по определению нельзя считать промышленным трактором и конкурентом западным образцам, хотя спрос на него не иссякает. В диапазоне 40 т и выше присутствуют «ЧТЗ-Уралтрак» и «Промтрактор», но их образцы по техническим параметрам уступают конкурентам.
Технические характеристики
В данном сегменте рынка представлен большой выбор моделей специальной техники, которые различаются по своим возможностям и параметрам. Гусеничный бульдозер имеет следующие технические характеристики:
- номинальную мощность, достигающую 603 кВт;
- эксплуатационную массу до 155 т;
- длину отвала до 5500 мм, высоту с козырьком до 2300 мм;
- высоту подъема рабочего органа (по нижней кромке) до 1780 мм, заглубление до 800 мм;
- массу с навесным оборудованием до 32 т.
Рабочий орган бульдозера оснащается механизмами управления с разными типами приводов: канатно-блочным, электромеханическим или гидравлическим. Последний получил наибольшее распространение благодаря простоте, надежности и технологичности.
Гусеничный бульдозер: применение, характеристики и главные преимущества
Спецтехника применяется для снятия породы слоями, планировки, работ других типов. Гусеничные бульдозеры построены на основе конструкции тягачей, тракторов. Рабочими агрегатами машин являются широкие отвалы, крепящиеся перед гусеничной базой. Нижняя кромка отвала оснащается заостренной поверхностью, именуемой ножом. Важно, чтобы материал отвала был стойким к разрушению и деформации.
Читайте также: Shantui SD22: технические характеристики, обзор, описание
Отвал закрепляют на тягах продольной конструкции. Тяги крепятся к остову методом шарнирного соединения. Ход отвала производится с использованием системы гидроцилиндров. Машинист осуществляет контроль за процессами, находясь в кабине бульдозера.
Области применения
Бульдозеры используют чаще всего на земляных работах. Спецтехника может копать породу, послойно срезать грунт. Можно перемещать щебень, гравий, гальку, песок, иные сыпучие материалы по строительной площадке на ограниченные расстояния. В список работ, осуществляемых с помощью гусеничных бульдозеров, входят:
- Рекультивация земель;
- Строительство транспортной инфраструктуры;
- Расчистка территории от кустарника;
- Разработка месторождений;
- Засыпка углублений;
- Планировка территории под строительство;
- Отсыпка дамб.
Для очистки площадей от снега гусеничные бульдозеры не подходят: ходовая часть такой техники буквально уничтожает асфальтовое покрытие. Разумно будет применить колесную спецтехнику.
Бульдозеры на гусеничном ходу используют как вспомогательную технику: они превосходно справляются с ролью тягачей. Функционал агрегата расширяется при использовании съемного оборудования, которое позволяет выполнять иные виды работ.
Особенности конструкции, типы отвалов
Гусеничные бульдозеры – универсальная спецтехника. В движение они приводятся в основном дизельными силовыми установками. Техника оснащается отвалами трех типов:
- Поворотный отвал;
- Рабочий орган можно разворачивать с откосом влево или вправо;
- Неповоротный отвал;
- Жесткое крепление под углом к направлению хода;
- Универсальный отвал;
- Отвал собран из половин, угол наклона можно изменять.
Конструктивно отвал состоит из лобового листа с козырьком, задней стенки с ребрами жесткости, коробки, системы ножей. Дополнительно, ножи закрепляются на торцах отвала, помогая срезать лишний материал, скапливание которого может привести к застреванию бульдозера. Системы торцевых ножей называются косынками. Кроме основной функции срезания они снижают лобовую нагрузку на края отвала, что значительно уменьшает скорость износа оборудования.
Отвалы всех типов могут управляться с помощью приводов разных конструкций: гидравлические, электромеханические, на основе системы блоков и канатов. Наиболее надежным приводом признается гидравлический, угол наклона рабочего агрегата с его помощью изменять легко.
Верхняя кромка отвала в большинстве случаев снабжается козырьком. Такое решение препятствует пересыпанию перемещаемого материала за рабочий агрегат. Исходя из объема работ, типа грунта, бульдозер оснащается отвалом подходящей формы: S (прямой), U (искривленный), SU (переходный).
Это базовые формы отвалов. Существуют специальные: W (отвал-уплотнитель для работы на мусорных полигонах), отвал ящичного типа (нужен при открытой разработке торфа, угля), U-отвалы с увеличенной вместимостью или настраиваемой кривизной.
Запчасти для гусеничных бульдозеров найти легко, поскольку эта спецтехника строится на базе тракторов, соответственно все узлы имеют обратную совместимость.
Технические характеристики
Модельный ряд гусеничных бульдозеров широк, основные технические параметры таковы:
- Мощность может превышать 600 кВт;
- Масса оборудования с отвалом может превышать 30 т;
- Максимальная длина отвала 5500 мм;
- Высоту бульдозера до 2300 мм;
- Общая масса может превышать 150 т;
- Высота подъема отвала до 1780 мм, заглубления отвала – до 800 мм.
Преимущества
Гусеничный бульдозер как техника для выполнения земельных работ заметно повышает производительность. Машины обладают высоким ресурсом ходовой части и силовой передачи. Дополнительно выделяют:
- Относительно низкий расход горючего;
- Многозадачность и неприхотливость к условиям работы;
- Легкость техосмотра;
- Эффективность систем жидкостного охлаждения.
Наша является многолетним партнером в сфере покупки и продажи бульдозеров ЧТЗ- Т1 30, Т 170, Т 10, Б 10.Компания ООО ЗапТрак готова предложить сотрудничество в обеспечении запасными частями для дорожно-строительной и карьерной техники. В наличии и под заказ оборудование на базе техники производства Челябинского тракторного завода (ЧТЗ).
Преимущества
Специальная землеройная техника позволяет механизировать практически любые виды земляных работ и значительно повысить их производительность. Подавляющее большинство гусеничных бульдозеров оснащается делителями крутящего момента, что существенно увеличивает ресурс силовой передачи и ходовой части. Среди других преимуществ можно выделить:
- многофункциональность. Машина может быть использована для выполнения широкого спектра работ;
- невысокий удельный расход топлива, который достигается за счет дизельных двигателей с электронными системами управления;
- применение высокоэффективных систем охлаждения;
- простоту и удобство технического обслуживания.
Спецтехника данного вида делается на базе серийных моделей тракторов с унифицированными комплектующими. Это упрощает задачи снабжения запасными частями и инструментом при ремонте машин.
Параметры для выбора
Производительность: сколько кубометров или тонн материала может быть перемещено/ разработано бульдозером за час. Бульдозер слишком малого типоразмера не будет справляться с работой. Если машина будет слишком большой, использовать ее будет невыгодно: она будет потреблять слишком много топлива и иногда простаивать без работы.
В прошлом для выполнения большинства земляных работ приходилось использовать бульдозеры двух типоразмеров: тяжелый бульдозер выполнял массовые земляные работы, а малый – окончательную планировку. Сегодня, благодаря наличию на современных машинах гидростатического привода и системы навигации GPS/ ГЛОНАСС, тяжелые бульдозеры могут выполнять и массовые земляные работы, и чистовую планировку. Благодаря использованию отвалов с регулированием углов поворота и перекоса (РАТ) возможности тяжелых бульдозеров сильно увеличились, стали универсальными, особенно в плане выполнения точных работ по окончательной планировке. Однако учтите: малая машина сможет работать в таких тесных местах, куда крупному бульдозеру не добраться.
Компания Liebherr предлагает линейку гусеничных бульдозеров из пяти моделей эксплуатационной массой от 20 до 73 т.
Гидростатическая трансмиссия управляется одним джойстиком и обеспечивает машинам превосходную маневренность, включая развороты на месте. При работе в стесненных условиях гидростатический привод дает дополнительные преимущества. Скорость регулируется бесступенчато автоматически, обеспечивая нужную величину тяги на гусеницах с автоматической защитой от перегрузки. Мощность подводится к обеим гусеницам непрерывно даже при поворотах. Автоматическая система сводит пробуксовку гусениц к минимуму. Утверждается, что за счет гидростатической трансмиссии обеспечивается в среднем на 5% выше производительность при меньшем на 10% расходе топлива по сравнению с аналогичными машинами других брендов. Применение гидромасел Liebherr позволяет достигать интервалов обслуживания до 6000 моточасов, а масел Liebherr Plus – даже до 8000 моточасов. Применение масел Liebherr снижает расход топлива за счет уменьшения трения в узлах. Они также обеспечивают полноценную защиту от коррозии и хорошо совместимы с материалами РВД, уплотнений и прокладок.
Отвалы улучшенной формы монтируются близко к базовой машине. Это обеспечивает закручивание материала в рулоноподобный вал, тем самым повышая транспортную емкость, усилия резания и скорость наполнения отвалов. В конструкции ходовой части качающиеся катковые рамы и опорные катки обеспечивают хорошее сцепление с грунтом и снижение вибраций бульдозера.
Liebherr указывает ориентировочный срок службы своих бульдозеров не менее 20 лет.
Комплектация. В строительной отрасли востребованы главным образом бульдозеры средних типоразмеров с двигателями мощностью до 250 л.с., в горнодобывающей и энергетической отраслях – более тяжелые машины, имеющие мощность 250–600 л.с. От того, для каких работ предназначается бульдозер, будет зависеть, в какой конфигурации его следует заказать. Также следует заранее выяснить, какие дополнительные системы телематики, управления парком будут установлены на бульдозер. Очень важно, чтобы эти системы были совместимы с той телематической системой и автоматическими системами нивелирования, которые используются другой техникой вашего машинного парка. Многие производители теперь прямо с завода предлагают машины с подготовкой под установку автоматических, навигационных и телематических систем, необходимых для работы.
При выборе бульдозера не стоит брать самую дешевую комплектацию, отказываясь от полезных опций вроде более качественного бортового редуктора или форточки в стеклопакете, чтобы потом не терять на работоспособности машины и оператора больше, чем сэкономили на покупке.
В производственной линейке Caterpillar 16 моделей гусеничных бульдозеров эксплуатационной массой от 7,7 до 104,3 т.
Машины комплектуются удобными кабинами с усиленной шумоизоляцией и широкими дверями. В стандартной комплектации сиденье на пневмоподвеске с джойстиками управления на подлокотниках и кондиционер, по заказу устанавливается дополнительный отопитель для работы в холодном климате. С места оператора открывается беспрепятственный обзор углов и ножа отвала. Информация о рабочих параметрах машины отображается на дисплее. При помощи кнопок оператор может задавать величину скорости движения машины, чувствительность системы управления отвалом и рулевого управления и т. д.
У бульдозеров легкого и среднего классов трансмиссия гидростатическая с бесступенчато изменяемой скоростью хода без разрыва потока мощности, позволяет поворачивать машину под нагрузкой, в том числе противовращением гусениц. У бульдозеров тяжелого класса используется планетарная коробка передач с переключением под нагрузкой.
Отвал управляется джойстиком, система двойного перекоса позволяет улучшить управление нагрузкой, имеется кнопка «встряхивания» отвала для очистки от грунта. Caterpillar предлагает широкий ассортимент отвалов специального назначения: полууниверсальный, универсальный, отвал CarryDozer для транспортировки материалов внутри склада и т. д. Все отвалы имеют прочную конструкцию коробчатого сечения.
В стандартной комплектации бульдозеры оснащаются ходовой частью SALT с герметизированным узлом «палец-втулка» с заложенной смазкой. Ходовая часть SystemOne поставляется по заказу (шарниры гусеничной цепи с поворотными втулками). Эта ходовая часть отличается особенно низким уровнем эксплуатационных расходов.
Бульдозеры оснащаются системой автоматизированного профилирования AccuGrade, управляющей положением отвала при помощи лазерных датчиков измерения уклона поверхности площадки. Система AccuGrade может быть дополнена системой навигации GPS, позволяющей автоматизировать планировку в соответствии с цифровым трехмерным чертежом строящегося объекта. Положение отвала показывается на экране монитора AccuGrade.
Условия работы для оператора. О них тоже нельзя забывать: место оператора должно быть комфортным, обзор отличным, а органы управления эргономичными.
Масса и габариты машины в транспортном положении тоже важны, особенно если предполагается часто перевозить бульдозер на новое место. Чтобы справляться с работой быстро, хотелось бы приобрести бульдозер покрупнее и помощнее, но что толку будет от его мощности и производительности, если перевозить его будет сложно, а машины средних размеров способны работать в тесных местах и перевозка их обходится гораздо дешевле.
ООО «ДСТ-УРАЛ» (г. Челябинск) располагает собственным производством и конструкторским отделом. Конструкция бульдозеров «ДСТ-УРАЛ» во многом уникальна. В настоящее время выпускаются бульдозеры пяти тяговых классов массой от 17,5 до 44 т.
Кабина шестигранная, откидывающаяся, повышенной обзорности, подрессоренная, в стандартной комплектации двойное остекление, климатическая система (отопление и вентиляция), система рециркуляции воздуха в кабине, стеклоочистители и омыватели лобового, заднего и дверных окон. Сиденье подрессоренное, с двухточечным ремнем безопасности и датчиком присутствия оператора. Управление осуществляется джойстиками. Кабина оснащена защитными конструкциями ROPS/ FOPS, фиксаторами дверей в открытом положении.
Двигатели ЯМЗ и Cummins («Камминз Кама»). Трансмиссия гидростатическая Bosch-Rexroth с электронным управлением и бесступенчатым изменением скорости. Бортовые редукторы планетарные (Германия/ Италия). В конструкции ходовой части катки со смазкой на весь срок эксплуатации, на подшипниках скольжения (втулках). Механизм натяжения гусениц гидравлический.
Читайте также: ГОСТ ISO 6747-2018 Машины землеройные. Бульдозеры. Термины, определения и технические характеристики для коммерческой документации
Совокупная стоимость владения машиной. Для ее оценки потребуется довольно подробный анализ топливной экономичности бульдозера, стоимости техобслуживания и запчастей (сюда же относится и качество поддержки от дилера), коэффициента технической готовности, предполагаемого срока службы и цены на вторичном рынке. Частично эти характеристики можно оценить по репутации бренда и отзывам владельцев, уже имевших опыт эксплуатации данной модели.
Срок окупаемости – важный параметр. Так, по отзывам специалистов, срок окупаемости китайских и отечественных бульдозеров среднего ценового класса, как минимум, втрое короче, чем у машин премиальных брендов – европейских, американских, японских. Необходимо четко представлять загруженность работой будущего бульдозера: например, если он будет работать на вспомогательных операциях со средней загрузкой по объемам и моточасам, нет смысла приобретать машину премиального бренда – она будет окупаться слишком долго.
ООО «ЧЕТРА» эксклюзивно реализует технику под брендом «ЧЕТРА» производства (г. Чебоксары). В ассортименте компании гусеничные бульдозеры эксплуатационной массой от 16 до 70,3 т, которые комплектуются двигателями ЯМЗ и Cummins. Температурное исполнение машин: от –50 до 35 °С. В пакете радиаторов применяются охладители воздуха типа «воздух-воздух», что повышает КПД двигателя. Установлены дополнительные топливные фильтры-водоотделители.
Кабина на гидроопорах оснащается в стандартной комплектации двойными стеклопакетами, сиденьем на пневмоподвеске с микроподрессореванием, зависимым и автономным отопителями кабины, системой предпускового подогрева двигателя, системой спутникового мониторинга ГЛОНАСС/ GPS, защитой ROPS/ FOPS. По заказу возможно оборудование кондиционером, пакетом «лесной защиты», люком в крыше.
Трансмиссия гидромеханическая с планетарной коробкой передач и двухступенчатой бортовой передачей. Ходовая часть с трехточечной полужесткой подвеской с вынесенной осью качения тележек. Опорные и поддерживающие катки и направляющие колеса с самоподжимными уплотнениями типа «двойной конус» со смазкой, заложенной на весь срок службы, протечки масла исключены. Возможны исполнения ходовой части: стандартное и мелиоративное (с гусеничными лентами увеличенной ширины). Корпус рамы сварно-литой, увеличенной жесткости.
Бульдозеры «ЧЕТРА» могут оснащаться отвалами: полусферическим, сферическим, прямым, поворотным механическим и угольным. Опционально предусмотрена установка искрогасителя и защитных решеток кабины, систем автоматического пожаротушения, автоматической смазки и видеообзора, а также автоматической телематической системы диспетчеризации и управления горно-транспортным комплексом АСУ ГТК «Карьер».
Гусеничные бульдозеры Cat®
Продукция американского производителя Caterpillar пользуется заслуженной популярностью во многих странах мира. Гусеничный бульдозер Cat® характеризуется превосходными эксплуатационными качествами и техническими характеристиками. Машина выпускается в разных вариантах климатического исполнения и может успешно применяться в любых широтах. Приобретение или аренда техники торговой марки Cat® помогает в короткие сроки существенно улучшить экономические показатели профильного предприятия. Большой модельный ряд бульдозеров малой, средней и большой мощности, а также узкоспециализированных машин для работы с отходами позволяет подобрать наиболее эффективную технику для выполнения необходимых задач.
Промтрактор T-50.01. СССР-Россия
В 1980 году с конвейера Чебоксарского завода сошёл карьерный бульдозер на гусеничном ходу. Весит модель в полном снаряжении 93,5 тонны, а мощность двигателя 750 л.с.
Конструкторы установили на машине U-образный отвал, что позволяет эксплуатировать Т-50.01 в сложных карьерных условиях. Машина может углубить свой основной рабочий инструмент в грунт на 1 м. отвал может передвигать 28 кубометров земли.
В новейшее время модель модернизировали, так что теперь она легко работает в любых условиях. Способна машина не только передвигать землю, но и работать в скальных и мёрзлых грунтах.