Сведения об устройстве бульдозера Т 130

Первые гусеничные представители бульдозера Т-130 выпускали еще при Советском Союзе. Первоосновой для производства являлся Т100, заимствованный от американской модели. В наши дни такая производительная машина имеет неплохой спрос. С 1963 по 1983 годы Челябинский завод по изготовлению и ремонту тракторов выпустил 412145 образцов. Машина подходит для осуществления деятельности в сельском хозяйстве, строительной отрасли, промышленности. С его помощью перевозят и перетаскивают грузы с одного места на другое, рыхлят почву перед посадкой, укладывают трубы, пашут, боронуют, окучивают растения.

ОПИСАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ

Бульдозер Т 130 – гусеничная техника общего назначения, выпуском которой занимался Челябинский тракторный завод. Первые экземпляры машины появились в 1969 году. Модель создавалась путем глобальной модернизации бульдозера Т 100. Производство данной серии продлилось почти 30 лет и завершилось в 1988 году (на смену пришла версия Т 170). За это время было собрано огромное количество бульдозеров Т 130, которые распространились по всей территории СССР.

Техника представляла 6 тяговый класс и отличалась простотой конструкции, малой стоимостью и доступностью элементов. В качестве базового оборудования на машину устанавливался бульдозерный отвал. Помимо стандартного исполнения (Т 130), предлагалась версия для эксплуатации на болотистой местности (Т 130Б).

Сфера применения бульдозера оказалась достаточно обширной. Модель использовали на строительных площадках, в сельском хозяйстве, горно-добывающей и лесной промышленности, в коммунальном хозяйстве и при строительстве дорог. Техника прекрасно справлялась с перемещением больших масс грунта, засыпкой углублений и котлованов, транспортировкой тяжелых бревен, планировкой территории и уборкой строительного мусора.

Читайте также:  Челябинский Терминатор, или Как сохранился единственный в Беларуси советский трактор Т-100

Несмотря на то, что выпуск бульдозеров Т 130 полностью завершился еще в 1988 году, некоторые модификации продолжают успешно выполнять свои функции и сегодня.

Это интересно: Бульдозер Т-100 — технические характеристики трактора

Фото

Благодаря конструктивной преемственности моделей Т-130, Т-170, Т-10, Т-11 запасные части на более старую модель найти можно даже в наше время. Потребителей данный факт, несомненно, порадует, поскольку это позволит осуществлять ремонт и продолжать эксплуатацию модели Т-130, уже снятой с производства довольно давно. Более того, передовые узлы можно устанавливать на старую технику, делая ее более комфортной и производительной. Модели Т-130, Т-170, Т-10, Т-11 имеют практически одинаковые габариты и массу.

Технические характеристики

Технические характеристики бульдозера Т 130 имеют следующие значения:

  • скорость передвижения — 12,0 км/ч;
  • дорожный просвет — 0,42 м;
  • размер колеи — 1,88 м;
  • стандартная ширина отвала — 3,2 м;
  • вес бульдозера Т 130 — 14,3 т;
  • давление на поверхность грунта — 0,05 м;
  • объём топливного бака — 290,0 л;
  • вместимость резервуара для гидравлической жидкости — 100 л;
  • габариты машины: длина — 5,19 м, ширина — 2,47 м, высота — 3,08 м.

Бульдозер Т 130

Бульдозер Т 130

Характеристики двигателя

На тракторе установлен четырёхцилиндровый дизельный мотор с жидкостным охлаждением и предпусковым обогревающим устройством. Двигатель Т 130 имеет две модификации: раннюю — «Д-160» и более позднюю — «Д-160.03». Они обладают следующими параметрами:

Обязательно почитайте: Техника Катерпиллер

Показатели Д-160 Д-160.03
Мощность, кВт 170,0 180,0
Количество цилиндров, шт 4 4
Рабочий объём, л 13,53 14,48
Диаметр цилиндра, мм 145,0 150,0
Ход поршня, мм 205,0 205,0
Частота вращения вала,об/мин 1070 1250
Крутящий момент, Нм 1098 1162
Масса, т 1,95 2,12

Расход топлива бульдозера Т 130 составляет:

  • 236,3 г/кВт.ч — для «Д-160»;
  • 238,2г/кВт.ч — для «Д-160.03»;

Характеристики кабины

Кабина имеет усиленный каркас и панорамное остекление, обеспечивающие водителю безопасное пребывание внутри. Так же конструкторами было грамотно разработано рабочее место машиниста, где чётко выверено местоположение рычагов управления и всех приборов, необходимых для выполнения производственной деятельности. Кресло оператора оснащено регуляторами высоты и угла наклона, которые обеспечивают работнику хорошее самочувствие и комфорт в работе. Хорошая изоляция от проникновения шума и пыли достигается за счёт использования резиновых уплотнителей. За подогрев воздуха в холодное время года отвечает отопительное устройство. Фото кабины Т 130 представлены ниже:

Кабина Т 130

Характеристики

Вес, кг 12720
Тяговый класс, тс 6
Варианты двигателей Д-130, Д-160
Мощность, л.с. 130 — 160
Тип двигателя Многотопливный
Объем гидросистемы, л 100 л
Давление, производимое на грунт, МПа 0,05 МПа
Потребление топлива, г/кВт*ч 244,3
Объем бака для солярки, л 290
Объем бака для смазки, л 32
Объем бака для охлаждающей жидкости, л 60
Объем бака бортовых редукторов, л 2*12
Объем бака гидросистемы, л 100
Длина, мм 5193
Ширина, мм 2475
Высота, мм 3085
База, мм 2478
Клиренс, мм 415
Ширина колеи, мм 1880

Двигатель

Для плодотворного использования тягача в его компоновку включены два мотора: пусковой и рабочий.

Пусковой двигатель предназначен для подготовки основного к безопасному запуску. Он присоединен к дизельному с левой стороны. Состоит из пускового механизма, редуктора, сцепления и устройства силовой передачи.

Читайте также:  Бульдозер Т-100 — технические характеристики трактора

Основной рабочий мотор — дизельный четырехтактный, Д-130 или Д-160. Он имеет четыре цилиндра. Охлаждение водяное. В обоих видах моторов осуществляется воздушный турбонаддув, производимый в цилиндры. Бензин впрыскивается напрямую в поршневую камеру. Для бесперебойного легкого пуска в тяжелых условиях эксплуатации, при крайне низких температурах, разработчики предусмотрели дополнительный обогрев мотора перед запуском. Полный цикл работы заключается в четырех тактах:

  1. Впуск воздуха под высоким давлением в цилиндры для увеличения мощности;
  2. Сжатие воздуха, его нагрев, соприкосновение с топливом, сгорание;
  3. Рабочий ход производится за счет давления сгоревших расширенных газов на дно поршня, что заставляет коленвал вращаться;
  4. Выпуск отработанных газов.

Основной мотор работает на дизеле, для пускового необходима смесь пятнадцати — двадцати частей бензина любой марки с одной частью моторного масла.

Коробка передач

КПП преобразует мощность двигателя, она необходима для изменения оборотов на выходе, вращения выходного вала в противоположную сторону и разъединения всех деталей с двигателем. Для управления восемью скоростями, способствующими движению вперед и четырьмя скоростями, отвечающими за движение назад, КПП выполнена четырехходовой четырехвальной. Муфта сцепления применяется постоянно замкнутая. Корпус коробки выполнен из чугуна, в нем расположены ведомый, ведущий и два промежуточных вала. На втулках ведущего и ведомого валов вращаются постоянно зацепленные шестерни. Нормальную и быструю скорость, а также движение назад обеспечивают один из промежуточных в совокупности с ведущим валом, остальные скорости движения вперед – ведомый со вторым промежуточным.

Ходовая и трансмиссия

Подвеска предусмотрена полужесткая. В ее состав входит два лонжерона, произведенных методом штамповки. Они объединены с задним мостом. Подвеска имеет в своем составе балансирную поперечную рессору. Звенья-траки, входящие в состав полотна гусеничного, произведены методом штамповки. Звенья соединяются между собой пальцами из металла. Рычажная система осуществляет плавное, без рывков, рулевое управление благодаря фрикционной муфте ленточного типа. Для осуществления полного разворота рулевая система снабжена поворотной муфтой, находящейся на заднем мосту и присоединенной к приводным шестерням валами. Благодаря данному устройству рулевого управления бульдозер может осуществлять полный разворот на одном месте.

На тракторах Т-130 предусмотрено два варианта восьмиступенчатой трансмиссии, передающей движение от мотора к рабочим частям: гидромеханическая или механическая. При этом трансмиссия принадлежит к группе фрикционно-зубчатых передач, формируется из сцепления, поворотных муфт, тормозов и бортовых редукторов.

Сцепление

Для возможности плавного соединения мотора с коробкой передач Т-130 оборудован постоянно замкнутым механизмом сцепления, которое производит механическое замыкание дисков трения. Для упрощения ремонта все детали сцепления располагаются в маховике, который можно легко снять, не затрагивая при этом другие узлы бульдозера. Нажимной и ведущий диски, изготовленные из чугуна, начинают совершать вращательные движения за счет вращения маховика. Соединение между ними выполнено пальцами и опорным диском из стали. Выключение сцепления производится разъединением фрикционов.

Главная передача

Главная передача одноступенчатая, она сообщает крутящий момент устройствам, осуществляющим поворот, а также меняет направление поворота. Передача находится в среднем отсеке муфт поворотных. В главную передачу включены ведущая и ведомая конические шестерни, выполненные из прочных износоустойчивых материалов. Вал главной передачи осуществляет вращение на двух конических роликовых подшипниках. При вращении производится давление, за счет которого все части смазываются маслом. По центрам муфты имеют специальные отсеки, присоединенные сваркой, масло из них направляется к двум коническим подшипникам и смазывает их.

Муфты

Многодисковые постоянно замкнутые муфты поворота осуществляют изменение маршрута движения бульдозера и способствуют плавному его движению по неровностям. Расположены муфты в боковых частях корпуса. Ось, к которой прикреплены основные детали муфты, присоединена к главной передаче. Внутренний барабан – ведущая часть муфты. На него надеваются десять ведущих дисков, выполненных из стали. Сами по себе ведомые диски находятся посередине ведущих. В отсеке поворотных муфт вмонтирован под углом рычаг выключения. Для смазывания углубления радиально-упорного подшипника наверху поворотных муфт располагается емкость для масла. В самих муфтах проделаны отверстия для возможности их осмотра, корректировки, установки лебедок, а также для регулировки устройства, осуществляющего управление ими. В целях предотвращения попадания воды и грязи эти отверстия закрываются крышками. Чтобы удобно было очищать муфты, в нижней их части предусмотрены отверстия для спуска топлива.

Тормоза

Ленточные тормоза плавно уменьшают скорость, а также обуславливают остановку тягача. В тракторе Т-130 вмонтированы тормоза плавающего типа, которые оказывают действие на барабаны поворотных муфт. Данные тормоза представляют собой две ленты с асбестовыми накладками, которые закреплены между собой болтами. В отсеке для поворотных муфт сзади корпуса прикреплен тормозной кронштейн со специальными проушинами для установки рычагов с маленькими валами в количестве двух штук. К валу, находящемуся сзади, прикреплен нижний край ленты, к переднему присоединена вилка переднего. Верхний край соединяется с промежуточным валом внутренней тягой. На вал установлен рычаг, соединяющий его с проушиной педали тормоза.

Редуктор

Для Т-130 предусмотрен двухступенчатый бортовой редуктор, который устанавливает ведущее колесо в верное расположение по отношению к корпусу машины, изменяет передаточное число в большую сторону. Находится редуктор по боковым сторонам корпуса. В бульдозере Т-130 данный элемент сделан по типу двухступенчатой шестеренчатой передачи постоянного зацепления. Устройство имеет в своем составе две шестерни, одновенцовую и двухвенцовую, совершающих вращение в отсеках для подшипников, расположенных в корпусах и расточке кожуха.

Для установки подшипника одновенцовой шестерни выполнена глухая расточка, для двухвенцовой – сквозная с крышкой. Барабан поворотной муфты передает вращение ведущей шестерне. Расположение ведомой шестерни предусматривает ее легкую и быструю замену. Редуктор имеет специальную ванну для масла, уплотненную двумя прокладками. Неподвижные диски обеих прокладок плавающие, подвижный выполняет вращение одновременно с ведущим колесом.

Для установки ведущего и натяжного колес на одной поверхности с осью катков предназначены прокладки. Установка их осуществляется между крышкой и полуосью подшипника. При вращении шестерни разбрызгивают масло, смазывая элементы редуктора. В крышку концевого подшипника врезана емкость для масла, благодаря которой производится смазывание втулки.

Сведения об устройстве бульдозера

Бульдозеры обладают большим ресурсом и повышенным показателями ремонтопригодности. Это дает возможность эксплуатироваться в достаточно непростых условиях рельефа и климата.

Двигатель Т-130

Бульдозер Т-130 оснащен четырехтактным мотором категории Д-130, его показатели мощности составляют 140 л.с. Более совершенные модели комплектуются четырехцилиндровым довольно мощным агрегатом категории Д -160, который имеет турбонадув. Запуск автоматики осуществляется при помощи обычного работающего на бензине двигателя. Мотор является существенно улучшенной версией ранних моделей.

Читайте также:  Бульдозеры Caterpillar D9R: спецификация, фото

Бульдозер не всегда быстро заводится при низком температурном режиме, но все окупается иными характеристиками и доступной стоимостью техники.

Трансмиссия

Модель имеет 8-ступенчатую трансмиссию, которая работает на механике. Агрегат состоит из муфты сцепления, присутствует четыре надежных диска, из которых два являются ведомыми, остальные неведомые, есть четырехвальная коробка передач. В машины такого плана установлена плавающая работающая на лентах система тормоза.

Гидравлика

Гидравлика Т-130 по своим качествам относится к определенной категории раздельного и качественного агрегатного оборудования.

Она состоит из таких конструкционных элементов, как насос, особый распределитель, основной силовой, а также выносной цилиндр, объемный бак, надежный механизм задней подвески.

На машину монтируется жесткое или маятниковое устройство – прицеп, который значительно увеличивает показатели универсальности техники.

Кабина

Кабина располагается с задней части, она рассчитана сразу на двух операторов. Присутствует качественная термическая и эффективная звуковая и шумовая изоляция. Все это позволяет устранить такие неприятности, как шум и пыль. Автоматически работа с такой техникой становится максимально комфортной.

Управление

По мнению пользователей, процесс управления техникой немного не дотягивает до идеального. При осуществлении рабочего процесса ощущается определенная вибрация, которая исходит от рычагов контроля. Виной данному фактору может послужить некачественное соединение с трансмиссией машины.

Ходовая

Ходовая качественная часть имеет сложную раму, сварную в виде балки конструкцию, которая всем своим корпусом надежно приварена к основанию по борту расположенных фрикционов.

Данная часть оснащается особой полужесткой подвеской. Каждая из установленных гусеничных тележек имеет примерно по пять опорных и по паре направляющих катка, работающих на роликах.

Основные модификации техники

Современный бульдозер характеризуется наличием нескольких модификаций. Одна из них – это специальный болотоход марки Т-130Б. От базовой модели он отличается намного большей шириной гусениц. Это позволяет снизить давление, производимое на грунт. Также увеличивается общая проходимость устройства.

Одновременно с этим техника может быть дополнена специальными шпорами, которые в состоянии обеспечить проход гусениц по такой скользкой поверхности, как лед.

Часто трактор оснащается особыми башмаками, которые необходимы для эффективного передвижения по обычному асфальту.

Гидравлика и приводы

Бульдозер Т-130 технические характеристики: расход топлива, мощность, двигатель

Тракторы Т-130 производятся с раздельно-агрегатной гидравлической и навесной системами. Навесная система позволяет подсоединять к машине различные агрегаты (навесные манипуляторы, прицепные механизмы, полунавесные конструкции), благодаря чему значительно расширяется сфера использования трактора. Гидравлическая система осуществляет руководство всеми присоединенными приспособлениями.

Для возможности эксплуатации в замерзшей или слишком плотной земле осуществлено принудительное углубление рабочего механизма. Маленькие затраты времени на полный разворот уменьшают потери времени при работе с навесными и полунавесными устройствами. Все части гидравлической системы связаны трубопроводами. Раздельно-агрегатная гидросистема состоит из:

  • Насоса;
  • Трубопровода;
  • Масляных баков;
  • Силовой трубы;
  • Редуктора привода гидронасосов;
  • Шестерней;
  • Механизмов включения насосов;
  • Гидрораспределителя;
  • Управляющих рычагов;
  • Гидроцилиндров.

Передний навесной механизм выполняет подключение установленных на закрепленной шарнирами раме орудий. В него входят два гидроцилиндра и устройство опорное.

Характеристики рыхлительного оборудования

Вид Однозубый Многозубый
Максимальное заглубление, см 65 65
Предельное количество зубьев, шт 1 3
Число положений зубьев по вертикали 3 3
Масса, кг 1155 2245
Угол рыхления с коротким башмаком, градусы 45
Угол рыхления с длинным башмаком, градусы 30

Характеристики бульдозерного оборудования

Тип отвала Прямой Полусферический
Ширина отвала, см 342 331
Максимальный подъем, см 102
Объем призмы волочения, м
3
4,28 4,75
Высота при угле резания 55 градусов 1,31
Максимальный перекос при 10 градусах, см 63
Регулирование угла резания, градусы 10
Максимальное заглубление, см 44
Масса, кг 2240 2313

Это интересно: Бульдозер Т-330 технические характеристики: двигатель, масса, кабина

Техническое обслуживание

Для содержания трактора в хорошем техническом состоянии и снижения интенсивности износа всех его узлов и деталей необходимо периодически проходить техническое обслуживание. В него входит проверка работоспособности всех органов управления и агрегатов, замена всех жидкостей, осуществление смазки узлов, а также очищение элементов от загрязнений.

Ежемесячно необходимо производить осмотр и очистку, проверку всех болтовых соединений и гидросистемы на предмет герметичности. Эти процедуры нужно производить каждые 10 моточасов.

Первое техобслуживание проводится спустя 100 моточасов работы. Помимо всех процедур, проводимых при ежемесячном ТО, необходимо заварить появившиеся трещины, смазать все составные части.

Через 500 моточасов пробега проводится второе техобслуживание. В него добавляется проверка всех шарнирных соединений.

Третье ТО проводится через 1000 моточасов и подразумевает все вышепроизведенные процедуры, а также замену жидкостей гидросистемы трактора.

При переходе от одного сезона к другому следует проводить сезонное техобслуживание, которое включает в себя все процедуры третьего ТО.

Читайте также:  Что такое бульдозер, как выглядит самый мощный карьерный Комацу

Основные неисправности и способы их устранения

  1. При работе Т-130 возможен излишний нагрев двигателя. Причиной может стать малое количество охлаждающей жидкости, разрыв ремня вентилятора или чрезмерная нагрузка. Необходимо проверить и устранить все вероятные причины.
  2. Расход масла может увеличиться при выходе из строя поршневых колец и некоторых других элементов. Необходима замена поврежденных деталей.
  3. Если при работе двигателя слышен стук, нужно произвести регулировку угла опережения подачи топлива и проверить зазор в коленчатом вале.
  4. Подача масла осуществляется под низким давлением. Необходимо проверить уровень масла, работоспособность датчика, а также наличие дыры в баке, устранить неполадки.

Инструкция по эксплуатации

Перед началом эксплуатации проверяют наличие и целостность всех узлов, запчастей, пломб, уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения, уровень масла, заливают топливо. Далее устанавливают на нейтраль ручку переключения передач, открывают кран для подачи топлива в систему. Ручку декомпрессора переключают в положение включения, сцепление выключают, ручку распределителя гидросистемы устанавливают на нейтраль. В морозы шторку радиатора закрывают.

Для того, чтобы завести пусковой двигатель, нужно выполнить ряд действий:

  • Открыть кран топливного бака;
  • Нажать зажигание;
  • Закрыть воздухозаслонку;
  • Открыть дроссельную заслонку;
  • Подкачать топливо;
  • Включить стартер на 5 секунд;
  • Установить пусковую рукоятку на гусенице;
  • Медленно провернуть валик;
  • Рукоятку резко повернуть;
  • Приоткрыть воздухозаслонку.

Далее включают дизельный двигатель, действия при этом следующие:

  • Повернуть ручку редуктора в замедленное положение;
  • Повернуть ручку бендикса в состояние «включено»;
  • Осуществить плавный запуск сцепления;
  • В течение одной минуты провернуть коленвал дизельного двигателя;
  • Включить сцепление;
  • Ручку редуктора повернуть в положение ускорения;
  • Выключить сцепление;
  • В течение двух минут провернуть коленвал дизельного двигателя на ускоренной скорости;
  • Рукоятку декомпрессора повернуть в положение работы;
  • Подать топливо;
  • Ручку акселлератора повернуть на середину;
  • Выключить пусковой двигатель, убедившись, что дизельный работает.

Дизельный двигатель во время морозов нуждается в предварительном подогреве. В этих целях предусмотрен нагреватель ПЖБ-400Б, осуществляющий нагревание воды и масла. Сливные его краны и краны блока двигателя необходимо закрыть. Кран радиатора, используемый для слива, пробки горловины водяного радиатора, трубы нагревателя нужно наоборот открыть. Пока нагреватель работает, заслонка отопителя кабины должна быть закрыта.

Аналоги

Когда речь идет об аналогах отечественного бульдозера этой модификации, то наличие их на просторах нашего государства достаточное. Наиболее приближенные технические показатели присущи трем моделям: ТМ-10, Caterpillar D6R и Б10М. Для них характерны следующие параметры:

Марка Вес, т Паспортная мощность силового агрегата, л.с Заявленный расход топлива, г/кВт*ч Заправочный бак для солярки, л
ТМ-10 18,5 180 213 300
Caterpillar D6R 18,2 175 215 420
Б10М 15,3 190 218 320

Но именно модель ЧТЗ-130 стала наиболее ярким и емким представителем нашего отечественного машиностроения, поскольку впитала весь высокий производственный потенциал промышленности СССР, конструкторский гений советских инженеров.

Видео: бульдозер Т-130.

Управление ходовой частью

Подвеска установки полужесткая, имеет поперечную рессору для балансировки. На изготовление рамы идет 2 штампованные лонжерона, которые объединены с узлом заднего моста. Полотно гусениц соединяет штампованные траки металлическими пальцами.

Ходовая часть Т-130

Устройство ходовой части трактора Т-130

Управление установкой производят, задействовав рычажную систему через комплекс ленточных фрикционов. Для выполнения бульдозером кругового разворота используют поворотную муфту. Она закреплена на задней части моста, через валы соединена с шестернями привода. Применяя ленточный тормоз, закрепленный на поворотной муфте, удается развернуть машину практически на месте, без передвижения.

Обзор бульдозера Т-130

Серийное производство трактора Т-130 было начато в конце 60-х 20-го века и продолжалось почти 20 лет. Кабина бульдозера была рассчитана на пару человек. Ее создавали с защитой от механического повреждения, дополнительной шумоизоляцией и утеплением. Но от излишней вибрации рабочее место оператора защитить не удалось. Комфорт водителю обеспечивала еще и система вентиляции и охлаждения, а также регулировка сидения.

Возможности трактора расширены за счет используемого навесного и прицепного оборудования. В частности, модель имеет переднюю и заднюю навески, а в качестве рабочего органа могут использоваться три вида отвалов: прямой, угольный и полусферный. Кроме того болотная модификация бульдозера с расширенными гусеницами могла комплектоваться болотоходным отвалом. Также можно было использовать с трактором трехзубый рыхлитель.

Кабина

Место оператора расположено в кабине с панорамным остеклением и усиленным каркасом, что обеспечивает безопасное пребывание человека внутри. Заводские конструкторы грамотно разработали место работы машиниста, скрупулезно продумав местоположение всех приборов и рычагов управления, чтобы оператору было комфортно выполнять поставленные задачи.

Управление двигателем

Система управления двигателем бульдозера Т-130

Управление трактором

Кабина и рычаги управления Т-130

Кресло оснащено удобными регуляторами угла наклона и высоты, что обеспечивает придание такой позы у работника, при которой он испытывает комфорт при работе. Надежная изоляция от попадания внутрь пыли и шума достигнута использованием мягких резиновых уплотнителей. Помещение благодаря системе отопления быстро нагревается при морозах.

Кабина и управление

В кабине трактора предусмотрены сидения для двух людей. Рабочее место водителя выполнено удобно и эргономично по сравнению со всеми предшественниками Т-130. Для удобства машиниста предусмотрена регулировка сидения, комфортное расположение рычагов, внедрена охладительная и отопительная системы обработки воздуха. В кабине около лобового стекла расположены руль, специальная панель с измерительными приборами для вывода характеристик работы машины. Для шумоизоляции и пылезащищенности имеются резиновые уплотнители дверей. Каркас бульдозера усилен в целях исключения механических повреждений.

Управление тягачом осуществляется рычагом, отвечающим за поворотный механизм, и педалью тормоза. Машине сообщается маршрут прямолинейного движения, которому она следует без дальнейшего участия человека. Чтобы произвести поворот, отключают одну из поворотных муфт для прекращения работы гусеницы.

Для правого поворота стимулируют правую гусеницу, для левого – левую.

Для вхождения в поворот под острым углом или для спуска с горки необходимо заранее переключиться на первую скорость. Если же поворот плавный, тормоз не используют.

Для предотвращения рывков при вхождении в поворот необходимо очень плавно воздействовать на управляющий поворотным механизмом рычаг, и так же плавно переводить его в начальное состояние по окончанию маневра.

Запрещено переключение скоростей в процессе переезда машины через препятствия, езды в гору или с горы. При спуске с тяжелым грузом в прицепе управление поворотным механизмом осуществляется наоборот. Для произведения полной остановки сокращают подачу бензина, отключают сцепление. Двигатель при этом сразу не выключают, дают ему несколько минут поработать на маленьких оборотах. Рукоятку акселератора устанавливают в нижнее положение.

Рабочее место оператора

По сравнению с современной спецтехникой, рабочее место механизатора в бульдозере Т-130 выглядит скромно. Но его характеристики гораздо лучше тех, что присутствовали в более ранних моделях.

Специалисты тщательно разработали эргономику рабочего места. Было хорошо продумано размещение всех рычагов, чтобы обеспечить удобство управления. Водительское место бульдозера Т-130 оснащается регулируемой спинкой. Комфорт механизатора обеспечивается наличием системы кондиционирования воздуха и отопления. Также кабина оснащается надежными уплотнителями и усиленным каркасом.

Кабина бульдозера Т-130 внутри

Кабина бульдозера Т-130 внутри

Видео по теме: Трактор T-130

Характеристики трансмиссии

Бульдозеры Т-130 оснащаются гидромеханической или механической трансмиссией. Она восьмиступенчатая, имеет замкнутую муфту и диски сцепления, коробка передач — 4-вальная. Благодаря таким характеристикам существует возможность изменять скорость движения заднего и переднего хода, что очень удобно при эксплуатации машины. Максимальное тяговое усилие коробки передач — 128,2 кН при скорости передвижения 2,6 км/ч.

Коробка передач бульдозера Т-130
Коробка передач бульдозера Т-130

Навесные приспособления

Комплект навесных приспособлений на тракторе гидравлический, раздельно-агрегатный. Он предназначен, чтобы выполнять необходимые работы, используя два варианта навесного оборудования: заднее с передним (маятниковое либо жесткое исполнение). Гидравлическая система раздельно-агрегатного типа обслуживает функционирование прицепного или навесного приспособления.

К передней навеске крепят бульдозерный отвал одного из двух видов (шириной 2,5 либо 3,2 м). К задней навеске фиксируют различные корчеватели или рыхлители, системы для забивки свай либо укладки труб, оборудование, позволяющее перемещать лес. Позитивно себя зарекомендовал чистый вариант Т-130 при работах в поле: им удобно вспахивать целинные, ранее не обрабатываемые земли.

Отвал Т-130
Машины по желанию покупателя комплектуют любым из возможных навесных приспособлений: прямым либо полусферическим отвалом, рыхлителем с одним или несколькими зубьями. Паспортные параметры навесного оборудования сведены в таблицу:

Вариант исполнения ковша Полусферический Прямой
Способ перемены угла поперечного перекоса и резания гидравлический вместе с винтовым раскосы
Ширина ковша 3,31 м 3,42 м
Объем призмы 4,75 куб. м 4,28 куб. м
Высота ковша 1,31 м
Высота подъема 1,02 м
Допустимое заглубление 0,44 м
Разрешенный перекос 0,63 (10°)
Предел изменения угла резания 10°
Вес отвала 2,313 т 2,24 т

Параметры рыхлителей:

Вариант Однозубый Многозубый
Максимальное число зубьев 1 3
Число вертикальных положений зубьев 3
Допустимое заглубление 0,65 м
Угол рыхления 45° с коротким наконечником;
30° с длинным наконечником
Вес 1,555 т 2,245 т

Здесь можно скачать инструкцию по эксплуатации Т-130.

Преимущества и недостатки

К числу преимуществ спецтехники Т-130 пользователи относят следующие характеристики:

Читайте также:  Описание устройства бульдозера Т-130 и его технические характеристики

  • Солидная производительность.
  • Многофункциональность.
  • Высокая степень надежности.
  • Простота конструкции.
  • Хорошее тяговое усилие.
  • Простой ремонт, доступные запчасти, продолжительный ресурс эксплуатации.
  • Приемлемая стоимость.

Электрооборудование Т-130

Электрическая схема бульдозера Т-130

Однако присущи трактору и определенные недостатки. Машину достаточно сложно заводить при сильном морозе, если она не укомплектована предпусковым нагревателем. Силовое оборудование вызывает слишком громкий уровень вибрации и шума. Установка поворачивает рывками, нередко появляются следы воды в масле.

У бульдозера нередко ломаются бортовые фрикционы и водители не могут понять, по какой причине пропала задняя передача. Также к числу отрицательных качеств стоит причислить большой вес этого трактора.